Детский массаж

С Р Е Д С Т В А 

Естественного Оздоровления

Детский массаж и гимнастика

классический, обдавливающий, по-Бюске, нейростимулирующий

практикую с детками от 2х мес до 2х лет
обучаю родителей "маминому массажу"
для ребёнка любого возраста

Подготовка к процедуре
Благоприятное время суток

именно тот временной промежуток, когда малыш находится в хорошем расположении духа. Как правило у детей раннего возраста – это утренние или предобеденные часы.

наполнил силами, сгладил эмоции и впечатления дня вчерашнего, а психоэмоциональная усталость от дня сегодняшнего накопиться ещё не успела.

снимают физическую усталость, а вот нервная система не успевает освободиться от массы накопленных впечатлений и переживаний, поэтому ребёнок к вечеру как правило более плаксив и не готов к таким нагрузкам как массаж и гимнастика.

на эти особенности сна, и когда будите заниматься со своим малышом «Маминым массажем» самостоятельно. Большую часть нагрузки распределите на передобеденное время, а на вечер оставьте те упражнения, которые больше всего нравятся ребёнку и проводите их по времени меньше, чем в утренние часы.

вышесказанное не относится к деткам в возрасте от 1 до 3 месяцев, так как впечатлений из внешнего мира они получают пока мало и сон их продолжителен и днём.

Два неотъемлемых условия

Ребёнок должен быть полон сил для занятий. Лучше всего проводить процедуру после длительного ночного сна.

от процедуры профессионально массажа непосредственно перед сном — ребёнку до привычного по графику сна осталось меньше часа.

Физическая нагрузка добавит усталости и спать захочется ещё раньше, о чём маленький физкультурник громогласно может начать сообщать уже с середины процедуры. В таких малокомфортных условиях и весь остаток процедуры может оказаться не на пользу.

После кормления должно пройти 30-40 минут, если срыгивает много, то возможно и час, но не более. Голодного ребёнка интенсивная физическая нагрузка тоже может сильно расстроить, ведь энергия-то из крови и мышц будет расходоваться много и быстро. Нужно что бы запасов от последнего кормления хватило до конца процедуры и ещё на 15-20 минут после нее.

Идеальный вариант №1: малыш проснулся после ночного сна (впереди 2-3 часа бодрствования), покушал, прошло 40 — 50 минут, и началась процедура.

Идеальный вариант №2: малыш проснулся после ночного сна, покушал, поспал ещё 30 – 60 минут, проснулся сытым (впереди 2-3 часа бодрствования), и началась процедура.

Во время проведения процедуры малыш может захотеть попить. Для поддержания его хорошего настроения можно немного попоить и лучше всего, если это будет простая чистая водичка.

Для восстановления затраченных на физические упражнения сил детки часто после массажа сразу требуют покушать. Вот только кормить стоит не раньше, чем через 10 — 15 минут, а при сильном срыгивании и через 20 – 25 мин после завершения процедуры.

Место для проведения процедуры

вполне подойдет письменный или кухонный. На него следует постелить одеяло так, чтобы это было достаточно мягко, но не походило на перину, в который малыша можно потерять.

На одеяло можно постелить клеёнку, а сверху пелёнку и ещё парочкой пелёнок запастись на всякий «мокрый» случай. Можно постелить впитывающую пелёнку.

Самым лучшим вариантом, на мой взгляд, будет большое махровое полотенце, оно:

  • и мокрое дело хорошо впитает,
  • и дополнительный массажной эффект для нежного тела младенца создаст,
  • и своей хлопчатобумажной натуральностью это тельце порадует.

На 1 процедуру, как правило, хватает одного такого полотенца.

— сам фитбол диаметром 65 см гладкий (без ручек, рожек и пупырышек);

— пелёнка для того, чтобы постелить на фитбол;

— пространство площадью 2 х 2 метра и более.

может понадобиться:

— поверхность пола, застеленная ковриком, одеялом или пледом,

— поверхность дивана/кровати во всю их длину.

Игрушки, погремушки, соски, пульты от телевизора, мобильники, планшетники, мамины украшения и т.п. Чем бы дитя не тешилось …

Рекомендую за неделю до начала курса убрать парочку любимых игрушек из обихода, а потом давать их ребёнку только во время массажной процедуры. Тогда малыш будет значительно сговорчивее насчёт полежать подольше.

Качество воздуха

Следует хорошо проветрить помещение, особенно, если это кухня и на ней недавно готовили.

Бывало в моей практике и такое, что процедуры в погожие летние денёчки проводились под открытым небом. Детки, занимаясь на лоне природы, всем своим видом показывали, что получают от этого массу удовольствия, а после процедура сразу же так на свежем воздухе и засыпали.

— активизируется дыхание через поры;

— лёгочное дыхание становится значительно глубже и интенсивней;

— проводятся специальные дыхательные упражнения для вентиляции бронхолёгочной системы и улучшения питания головного мозга;

— появляется возможность ввести через вдыхаемый воздух непосредственно в лёгкие, кровь и головной мозг микроэлементы стимулирующие иммунную систему и психоэмоциональное развитие ребёнка.

Получается что-то подобное инъекции прямо в лёгкие, кровь, головной мозг и кожу малыша.

А, уж, что туда попадёт решайте сами: застоялый воздух с пылью и болезнетворными бактериями, частички недавно приготовленной пищи или свежий ветерок кислорода с благотворным аромат растений…

.

Будет совершенно замечательно, если вы плотно закроете дверь в помещение, где проводится массаж, и приоткроете окно или форточку (главное, чтобы на улице в этот момент не было вьюги и трескучего мороза). Сквозняка не будет, а вот кислорода сильно поприбавится.

Очень удобно усилить благотворное действие массажа и гимнастики насыщением воздуха полезными элементами эфирных масел. Например, при гипертонусе можно использовать масла мяты, гибискуса, лаванды, хвойные; для создания иммунитета – масла хвои, эвкалипта, чайного дерева, каяпута и т.п.

Способы испарения масел описаны в разделе «Ароматерапия»

благоприятная для проведения процедуры составляет 40 – 60%.

Ребёнок во время процедуры дышит глубже, вдыхает воздуха больше и на выдохе вместе с воздухом из слизистых бронхов и носа влаги уходит больше, если воздух пересушен.

.

благоприятная для проведения процедуры составляет 22 – 24 градуса, а вот 26 -30 градусов – это уже очень жарко.

Ваш малыш будет заниматься физически, кровь будет интенсивно курсировать по маленькому организмику, процесс теплопродукции усилится. Я бы очень не советовала перегружать процедуру перегревом, тем самым снижая её эффективность.

Кстати, от перегрева у ребёнка может и настроение сильно испортиться.

.

Массажный крем, масло или присыпка?

Деткам 1го и 2го года жизни массаж выполняется по сухой коже. 

В редких случаях (диатез, сильная сухость кожи) нужно вспомогательное средство, и лучше использовать присыпку.

По достижении ребёнком 2х летнего возраста используется не жирный детский крем или детское масло.

Внимание! Масла фирмы «Джонсонс Беби» в моей практике часто вызывали аллергическую реакцию.

Три цели грудничкового массажа

Профилактика возможных патологий развития и различных заболеваний.

Лечение и коррекция средствами массажа и ЛФК врожденных патологий  и патологий развития.

В данном случае массажно-гимнастические процедуры проводится по назначению врача (педиатра, хирурга, ортопеда или невролога).

Показаниями к данной процедуре являются такие отклонения от нормы как:

  • заболевания сердечно сосудистой системы;
  • заболевания органов дыхания;
  • травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, косолапость, сколиоз, вальгусные и варусные постановка стоп и деформация в коленных суставах);
  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • нарушения мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, асимметрия мышечного тонуса, мышечная кривошея, пупочная грыжа);
  • заболевания и повреждения нервной системы;
  • заболевания органов пищеварения вне фазы обострения;
  • нарушения обмена веществ;
  • недоношенность;
  • вялая перистальтика кишечника, запоры, метеоризм;
  • гипер возбудимость / гиперактивность;
  • заторможенность ребёнка;
  • нарушение сна;
  • рахит и профилактика проявлений рахита;
  • отставание ребёнка в физическом и психоэмоциональном развитии;
  • недостаточность массы тела (но при сильном истощении массаж делать нельзя);
  • склонность к ожирению и ожирение.

Дозировка процедур детского массажа с лечебной целью определяется врачом — специалистом, назначившим массаж.

Общее укрепление организма,  помощь в создании иммунитета.

С общеукрепляющей  и  профилактической  целью профессиональный грудничковый / детский массаж и ЛФК проводится в следующем объеме:

— в первый год жизни ребёнка 4 курса по 10 процедур;

— в дошкольном возрасте 2 – 3 курса в год так же по 10 процедур.

В каждом возрастном периоде комплексы массажа и гимнастики отличаются друг от друга – малыш растёт, потребности и задачи меняются, растут вместе с ним.

Противопоказания

приступая к массажной процедуре, знать, учитывать и строго соблюдать противопоказания к процедуре массажа и гимнастике 

  • острые лихорадочные заболевания (повышение температуры тела);
  • 5-7 дней после проведения вакцинации (прививки);
  • тяжелая формах гипотрофии (атрофия);
  • гнойные и другие острые воспалительные поражения кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.);
  • рахит в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии (повышенная чувствительность к раздражителям, действующим на орган чувств);
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • различные формы геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;
  • острые нефриты;
  • острые гепатиты;
  • большие пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению;
  • резко негативная реакции малыша на действия массажиста
Зачем ребёнку мамин массаж

На сегодняшний день уже доказано и общеизвестно, что как профессиональный детский массаж, так и мамин массаж оказывают разностороннее благотворное воздействие:
• на все органы и системы интенсивно развивающегося организма (ведь некоторые органы продолжают своё «дозревание» и после рождения);
• на координацию работы этих органов и систем;
• на формирование общего неспецифического иммунитета.

В первую очередь мамин массаж, заключающийся даже в элементарных поглаживаниях и «запускании мурашек», оказывает большое благотворное воздействие на всю нервную систему и формирование двигательных навыков ребёнка.

В раннем возрасте для ребёнка очень важно получать обилие прикосновений, особенно маминых и папиных рук, магнитно-электрическую вибрацию, которых он считает частью своей естественной среды обитания. В самом начале своего жизненного пути маленький человечек подавляющее большинство информации получает через тактильный контакт.

В процессе эмбриогенеза ЦНС и эпидермис кожи (самый верхний слой кожи) с кожными железами формируются из одного плодного лепестка – эктодермы. Из него ещё формируются чувствительные эпителии слизистой оболочки преддверия ротовой полости, влагалища, прямой кишки с их железами, а также зубная эмаль. И всё!
Все остальные органы формируются из 2х других плодных лепестков мезодермы и энтодермы.
Непосредственная связь эпидермиса и центральной нервной системы остаются на всю жизнь. Поэтому даже лёгкое воздействие на эпидермис (легчайшие прикосновения к коже), особенно ребёнка, оказывает большое влияние на развитие и координаторику ЦНС.

Под влиянием прикосновений различной интенсивности и глубины воздействия с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая головного мозга, оказывают тонизирующее или расслабляющее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная функция – контроль над работой всех органов и систем.

Например, поглаживание или лёгкое похлопывание по щёчке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), ещё не всегда способны её стимулировать.

Мозг человека растёт и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга (они находятся в коже), тем больший объём занимает мозг в процессе своего развития, тем больше важных для развития интеллекта формируется нейронных связей формируется.

Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции у детей (гуление) чаще всего возникают в ответ на поглаживание ног и живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребёнка оживления.

Кроме того, массаж благотворно действует непосредственно на те органы, которые расположены ближе к коже.
Это прежде всего лимфатическая система. Грамотный массаж ускоряет ток лимфы тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена. Именно поэтому утомлённые мышцы отдыхают при массаже быстрее, чем при полном покое.
Расширяется периферическая капиллярная сеть, что проявляется порозовением кожи. Увеличивается количество капилляров в кожных покровах, что улучшает функцию теплорегуляции, питания и повышает иммунитет.
При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, что часто встречается у деток первых месяцев жизни, массаж помогает освободить кишечник от газов и простимулировать стабильную перистальтику кишечника.

Не забываете и про процедуру «Запускание мурашек»
При проведении маминого массажа необходимо помнить, что в первые месяцы кожа младенца сухая, тонка и легкоранимая.
• Поэтому вначале приёмы массажа должны быть щадящими, в основном это различные виды поглаживания.
• Потом постепенно можно вводить и другие приёмы: растирание, разминание, выжимание, лёгкие ударные и пощипывания.
• Постепенно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Хотите наполнять своих малышей здоровьем
по средствам маминого массажа более обширно и грамотно?

Милости прошу ко мне на занятия!

Или попросите профессионального массажиста,
работающего с вашим ребёнком, показать вам тот адаптированный массаж,
который нужен именно Вашему малышу.

Ещё немного о детском массаже

Почему дети плачут во время массажа?

Если вы соблюли все правила подготовки ребёнка и помещения к проведению массажной процедуры, а чадо все равно выказывает недовольство в руках массажиста, это еще не значит, что процедура ему противопоказана.

— пучит животик;

— мешает мокрый памперс, который, кстати, лучше снять перед процедурой;

— реакция на перемену погоды (пупсы с невралгией, которым часто назначают массаж, как правило, очень метеочувствительны);

— просто не любит лежать в определённом положении;

— не привык к касаниям чужого человека…

испугаться незнакомого дядю или тетю. Особенно часто это случается с ребятами, которые сидят дома с мамами и бабушками и искренне верят в то, что в мире не существует других людей. Есть и просто ленивые дети, которые изо всех сил будут противиться непривычной для них физической нагрузке и требовать, что бы мама взяла их на ручки.

дети быстро адаптируются к ситуациям:

— в первый день они плачут;

— во второй плач может вызвать так же молочная кислота, выделившаяся в мышцы после первой процедуры;

— в третий немного попискивают;

— а в четвёртый вовсю хохочут над прибаутками массажиста.

наблюдающей за процедурой массажа и отвлекающей малыша от слёз, не поддаваться панике и сохранять спокойствие и улыбчивость.

Ведь малыш в немалой степени ориентируется и на мамину реакцию на происходящее вокруг. Если мама позволит себе переживать, нервничать и выражать негативные или напряжённые эмоции, то малыш решит, что с ним делают что опасное и решит, что плакать и сопротивляться нужно сильнее и настойчивее.

что массажисту на протяжении всего курса приходится чувствовать себя сапёром и массовиком затейником. Особенно обидно, когда привыкание к процедурам массажа и гимнастики вместе с радостным смехом появляются у ребёнка на 9 – 10 процедуре, когда уже пора заканчивать.

И когда ребёнок уже даёт хорошую и даже радостную реакцию на массаж и гимнастику, в процесс стоит включиться маме и продолжить курс самостоятельно, пройдя обучение «Маминому массажу»

Хотите наполнять своих малышей здоровьем
по средствам маминого массажа более обширно и грамотно?

Милости прошу ко мне на занятия!

Или попросите профессионального массажиста,
работающего с вашим ребёнком, показать вам тот адаптированный массаж,
который нужен именно Вашему малышу.

Чем дольше длится массаж и гимнастика, тем лучше!!!

По отношению особенно к ребенку этот подход в корне неверен. Процедуру нельзя затягивать, ведь у любого малыша есть индивидуальный порог утомляемости.

— от полутора до 3х месяцев начинаем с 15-20 мин и доводим до 25 – 30;

— с 3х до 6ти месяцев – с 25-30 мин, доводим 35 – 45 мин;

— после 6ти – массаж и гимнастика могут продолжаться до 45 – 50 мин.

Этого времени вполне достаточно, чтобы как следует «размять» и натренировать новые умения маленького физкультурника. Если сеанс сильно затянется, малыш устанет, у него испортится настроение, и он может начать сопротивляться предлагаемым ему упражнениям, что снижает эффективность процедуры и оказывает негативное влияние на нервную систему крохи.

ещё и от других индивидуальных факторов, которые мамочка должна обсудить со специалистом перед началом 1ой процедуры. Хороший специалист обязательно поинтересуется, как карапуз ел и спал после первой процедуры.

— повышает аппетит (некоторые даже впадают в обжорство);

— в буквальном смысле усыпляет маленьких пациентов и к концу процедуры получается «варёный пельменьчик или макаронинка»;

— или наоборот, придаёт сил для активных игр, но, правда, всё равно после очень глубокого 20 – 30 минутного постмассажного сна (это зависит от направленности процедуры).

Если же после ухода массажиста вы не увидели подобных изменений, обязательно расскажите ему об этом: это повод увеличить длительность сеанса.

Бывает и такое, что малыш уходит в сон после массажа более, чем на 4 часа – это тоже повод для коррекции длительности и мощности нагрузки. И конечно, следует сообщить специалисту, если маленький человечек сильно перевозбудился и плакал после массажа – это сигнал для специалиста изменить тактику проведения процедуры.

длительность сеансов, но и их количество.

В профилактических целях грудничкам обычно проводят 10 процедур, которые можно делать как каждый день, так и через день. Но иногда врачи-специалисты назначают крохам по пятнадцать, двадцать и даже больше порций массажа. В этом случае между ними лучше делать перерыв в один-два дня. Иначе малыш устанет и перестанет подпускать к себе надоедливых дядю или тетю.

Ускоряет ли массаж развитие ребёнка?

раньше начинают   • переворачиваться   • садиться   • ходить

Так ли это? И зачем?

Конечно, массаж обладает активирующим действием, которое помогает, когда карапуз не переворачивается, не садится, не встает на ножки вовремя.

При нормальном же развитии нервная система малыша вовремя отдаст мышцам все эти распоряжения!

Массаж нужен НЕ для того, чтобы ускорить

этапы нормального развития ребёнка 

на умиление и «гордость» родителям!!!

За первый год жизни маленький человечек должен успеть очень многое, что бы из маленького совершенно не приспособленного к новым условиям крохи превратиться в человека прямоходящего.

В первую очередь очень активную работу производит его центральная нервная система (головной мозг), которая регулирует все остальные процессы развития.

Нервные импульсы и обменные процессы в организме ребёнка первого года жизни текут со скоростью в 10 раз превышающую скорость этих процессов в организме его мамы и папы.

Наиважнейшей задачей в этот период становится

отслеживание правильности протекания всех процессов развития.

Показатель правильности формирования как внешних, так и внутренних процессов — это появляющиеся умения ребёнка. Эти умения должны появляться во время, в строгой поочерёдности и в полном объёме.

Массаж и гимнастика у здорового ребёнка помогают улучшить качество процессов развития, а у ребёнка с патологиями в развитии стимулируют появление того или иного умения, а как следствие и развития соответствующих функция организма.

Конечно же массаж и гимнастика являются замечательным средством укрепления иммунной системы.

ребёнка первого года жизни можно считать периоды формирования физиологических изгибов позвоночника.

Когда малыш рождается, позвоночник у него абсолютно прямой.

А у взрослого человека, если смотреть на него сбоку,  он должен быть изогнут в виде английской буквы S (амортизационная функция).

У карапуза изгибы формируется:

  • шейный, когда он начинает держать голову (3 месяца);
  • грудной и первая часть поясничного – когда садится (полгода годика);
  • вторая часть поясничного и крестцовый изгибы появляются, когда малыш начинает вставать (девять – десять месяцев);
  • наконец, фиксируется правильное положение всех изгибов позвоночника с началом и практикой хождения (к годику).

весь организм ребёнка к предстоящим этапам развития.

Переворачиваться?!     Так:

  • одинаково в обе стороны! Во избежание развития асимметрии мышечного тонуса;
  • с высоко поднятой головой! На животике лежать очень полезно, поэтому подымим головушку и сделаем это занятие интересным и привлекательным.

Ползать?!        Так:

  • с максимальной координацией движений ручек и ножек. Это очень важный навык и опыт, который ни как нельзя пропустить.

Садиться?!         Так:

  • обязательно с окрепшей и ровной спинкой, во избежание предрасположенности в дальнейшем к сколиозу.
  • ещё и правильно через бочёк с опорой на ручку или из положения ползанья.

Вставать?!         Так:

  • на всю стопу и окрепшие мышцы ножек. Ведь всякие «Х» и «О» — образные ножки это не про нас!

Ведь массажем и гимнастикой мы влияем не только на физическое, но и через нервную систему на умственное развитие ребенка, т.к. у каждого человека в коре головного мозга есть:

  • чувствительные зоны, которые отвечают за восприятие;
  • моторные зоны — генерируют импульсы и посылают их к мышцам, тем самым заставляя наше тело совершать различные движения.

Так вот, когда специалист правильно поглаживает, растирает, разминает малыша, он запускает обратный процесс: по нервным волокнам от чувствительных зон, расположенных на теле ребёнка начинает идти множество различных сигналов к головному мозгу, которые стимулируют его на высоко скоординированную эффективную работу и гармоничное развитие.

Зачем ребёнку двигаться?

Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние
оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека.

Но и сегодня многие недооценивают значение движений для детей раннего возраста.

Можно услышать:  «У меня замечательный малыш, такой спокойный».

Да, это удобно, когда ребенок:

  • тихо лежит в кроватке,
  • спокойно сидит в креслице или стоит в манеже,
  • послушно идёт со взрослым за ручку.

Но ограничение естественной подвижности и недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности и способности к обучению в будущем.

Движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка:

  • укрепляя и совершенствуя  костно-мышечную систему;
  • разрабатывая суставы;
  • координируя процессы в формирующейся коре головного мозга;
  • развивая множество моторных, физических и интеллектуальных функций и умелостей;
  • настраивая слаженную работу  внутренних органов;
  • стимулируя и тренируя моторику кишечника, сердечные и сосудистые сокращения;
  • выводя токсины и продукты распада после перенесённых заболеваний;
  • тренируя и повышая иммунитет;
  •  соединяя работу организма в единый слаженный механизм.

потребляет питательные веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время ра­боты мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород.  При сокращении мышц в местах их прикрепле­ния происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и ши­ре.

  • объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается;
  • вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т, е. насыщение крови кислородом;
  • в организме начинает вырабатываться тепло (в холодное время года на про­гулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты);
  • в связи с этим уси­ливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции (у детей нормальная работа потовых желёз стабилизируется к году);
  • усиливается и лучше координируются обменные процессы;
  • тренируется работа гормональной системы;
  • увеличивается выработка полезных микроэлементов;
  • активизируются корковые зоны головного мозга, благоприятно сказывается на интеллектуальном развитии ребёнка и многое другое.

Таким образом, двигательные акты обслужива­ются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованно­сти всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции.

Русский физиолог И.М. Сеченов писал: «работа мышц есть работа мозга».

Этим он определил взаимозависимость мышечной работы и нерв­ной системы. Важнейшим из функциональных изменений яв­ляется нормализация нервных процессов возбужде­ния и торможения. Основные свойства этих процес­сов: сила, уравновешенность, подвижность — со­вершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

а радость играет большую роль

в состоянии сердечно-сосудистой системы.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов:  — отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей. Радость расширяет сосуды, и создаются благоприятные условия для питания и работы органов.

не только для здоровых, но и в большей степени для детей с патологиями развития.

может прекрасно восполнить детский массаж и специальная гимнастика. Каждый ребенок раннего возраста должен систематически получать массаж и   гимнастику, причем если со здоровыми детьми профессиональные занятия массажа и гимнастики начинаются в 3х месячном возрасте, то с детьми, имеющими какое-либо отклонение в развитии, детский массаж и гимнастику следует начинать как можно раньше.

в формировании грамотной двигательной активности и оздоровлении ребёнка

играют ежедневные массажно — гимнастические процедуры, проводимые родителями.

Стимулирование движений у детей может быть достигнуто следующими способами:

  • соответствующей об­становкой;
  • массажем и гимнастикой;
  • пособиями и игрушками;
  • прогулками на свежем воздухе;
  • организованны­ми подвижными играми;
  • музыкальными занятиями и т. д.