Разработка Войта-терапии
В основе Войта-терапии и Войта-диагностики лежат так называемый принцип Войты.
Это принцип был разработан профессором в период между 1950 и 1970 годами.
Принцип Войты, в свою очередь, базируется на так называемой рефлекторной локомоции (рефлекторного передвижения).
При поиске лечения для детей с церебральным парезом (ДЦП) профессор Войта обнаружил, что на определённые раздражения в определённых положениях тела дети отвечают повторяющимися двигательными реакциями туловища и конечностей.
Подобная активация имела поразительное действие: дети, страдающие церебральным парезом (ДЦП), сразу после этого могли отчётливей говорить и по прошествии небольшого периода времени – уверенней вставать и ходить.
1 этап.
Поначалу профессор Войта обратил внимание, что воздействуя на «конскую стопу» в определённых положениях тела, можно вызвать сокращение мышц затылка и туловища и, с другой стороны, за счёт сознательного подъёма головы можно усилить напряжение «конской стопы».
2 этап.
Далее он стал проводить в различных положениях опыты с движением головы против сопротивления и схожие опыты с позвоночником.
При этом он сделал неожиданное открытие:
- таким образом удавается активировать мышцы, которые иначе было невозможно активировать;
- после таких процедур у детей с церебральным парезом улучшались последовательность шагов, поза и речевые способности (!);
- для детей с задержками в психомоторном развитии эти процедуры служили мощным толчком к развитию
3 этап.
Первые успехи вселяли оптимизм. Отталкиваясь от них, он попытался воздействовать на примитивное наклонное положении таза, часто встречающиеся у детей с церебральным парезом. Он усаживал таких детей на корточки так, чтобы ступни свободно свисали с края стола. При попытке воздействовать на запрокинутое положение головы и добиться опорной реакции рук, он наблюдал ярко выраженные реакции разгибающих мышц шеи, поворот головы, выпрямление позвоночника, сокращение мускулатуры живота и т. д.
4 этап.
Ряд дальнейших экспериментов с «положением на корточках» привёл профессора Войту к открытию других сложных мышечных реакций и, прежде всего, к выводу, что многие из обнаруженных двигательных комплексов восходят к общей, первичной, врождённой (локомоторной) модели движений.
5 этап.
Исходя из этих индуктивно полученных знаний, профессор Войта в относительно короткий срок открыл и опробовал множество механизмов для целенаправленного вызывания подобных врождённых двигательных моделей. Одновременно он выдвинул несколько решающих идей в области двигательного развития и анализа моторики, применение которых позволяет лучше анализировать, планировать и оценивать ход лечения. В то же время, благодаря постоянному изучению бесчисленных отчётов о лечении, он получил представление об эффективности и границах своей концепции.
6 этап.
В 1954 году, в период работы профессора Войты в Пражской университетской клинике, её тогдашний руководитель, профессор Хеннер, поручил ему ввести в только что основанной на северо-востоке Богемии клинике лечение детей, страдающих церебральным парезом. В то время профессор Войта открыл основы терапии детей с церебральным парезом. Исходя из этой терапии, с 1959 года он разрабатывал принцип Войты.
Разработанная профессором Войтой физиотерапия с использованием рефлекторной локомоции (рефлекторного передвижения) базируется на его научных выводах о постуральном и двигательном развитии ребёнка.
.
На сегодняшний день она уже распространилась по всему миру.
Разработка Войта-терапии не была «случайным открытием».
Она является результатом более чем десятилетней систематичной работы, которая стала возможной благодаря невероятно точном дару наблюдения профессора Войты, его большой чуткости к выявлению сложных локомоторных связей и, в первую очередь, благодаря его просто безграничному исследовательскому энтузиазму. |
.
- Первоначально профессор Войта открыл основные принципы рефлекторной локомоции, пытаясь найти возможности лечения подростков со спастическим церебральным параличом, и основным направлением исследований была педиатрия.
- Затем очень скоро концепции его лечения нашли применение и при неврологических проблемах у взрослых пациентов, где сегодня заметны большие успехи.
- На сегодняшний день рефлекторная локомоция успешно применяется для лечения многочисленных заболеваний в • грудном, • детском, • подростковом возрасте и • у взрослых, например при менингомиелоцеле, периферийных параличах, артрогрипозе, сколиозах, дисплазиях и вывихах тазобедренного сустава, после черепно-мозговых травм, при поперечных параличах и многих других.