Зачем ребёнку двигаться?
Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние
оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека.
Но и сегодня многие недооценивают значение движений для детей раннего возраста.
Можно услышать: «У меня замечательный малыш, такой спокойный».
Да, это удобно, когда ребенок:
- тихо лежит в кроватке,
- спокойно сидит в креслице или стоит в манеже,
- послушно идёт со взрослым за ручку.
Но ограничение естественной подвижности и недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности и способности к обучению в будущем.
.
Движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка, и, прежде всего, укрепляя и совершенствуя костно-мышечную систему.
.
Работающая мышца потребляет питательные веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире.
Так как к работающим органам кровь приливает более обильно,
то во время движений:
- объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается;
- вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т, е. насыщение крови кислородом;
- в организме начинает вырабатываться тепло (в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты);
- в связи с этим усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции (у детей нормальная работа потовых желёз стабилизируется к году);
- усиливается и лучше координируются обменные процессы;
- тренируется работа гормональной системы;
- увеличивается выработка полезных микроэлементов;
- активизируются корковые зоны головного мозга, благоприятно сказывается на интеллектуальном развитии ребёнка и многое другое.
Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции.
Так, в тренировку включается нервная система.
_ _ _ _ _ _ _ _ _
Русский физиолог И.М. Сеченов писал:
«работа мышц есть работа мозга».
Этим он определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы. Важнейшим из функциональных изменений является нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.
_ _ _ _ _ _ _ _ _
Движения являются для ребёнка основным источником радости,
а радость играет большую роль
в состоянии сердечно-сосудистой системы.
Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: — отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей. Радость расширяет сосуды, и создаются благоприятные условия для питания и работы органов.
Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и в большей степени для детей с патологиями развития.
Недостаток двигательной активности в раннем возрасте
может прекрасно восполнить детский массаж и специальная гимнастика. Каждый ребенок раннего возраста должен систематически получать массаж и гимнастику, причем если со здоровыми детьми профессиональные занятия массажа и гимнастики начинаются в 3х месячном возрасте, то с детьми, имеющими какое-либо отклонение в развитии, детский массаж и гимнастику следует начинать как можно раньше.
Огромное значение
в формировании грамотной двигательной активности и оздоровлении ребёнка
играют ежедневные массажно — гимнастические процедуры, проводимые родителями.
.
Стимулирование движений у детей может быть достигнуто следующими способами:
- соответствующей обстановкой;
- массажем и гимнастикой;
- пособиями и игрушками;
- прогулками на свежем воздухе;
- организованными подвижными играми;
- музыкальными занятиями и т. д.