Войта-терапия

Средство естественного оздоровления

Войта -терапия

мощная система нейростимуляции доктора профессора Вацлава Войты

 в чистом виде применяю только относительно детей с диагнозом ДЦП

обучаю родителей основам Войта-терапии

использую некоторые элементы стимуляции в процессе детского массажа и гимнастики

 использую элементы в практике фитбол-кинезитерапии

Профессор Вацлав ВОЙТА.

Родился 12.07.1917 года в селе Мокросуки / Богемия (Чешская Республика).

В 1937 году он поступил на медицинский факультет Карлова университете в Праге.

В 1947 году защитил докторскую диссертацию и приступил к получению специализации по неврологии и детской неврологии.

С 1948 по 1956 год он работал врачом-ассистентом у профессора Хеннера в неврологической клинике Карлова университета в Праге.

С 1956 года – заведующим отделения детской неврологии в IV клинике медицинского факультета Пражского университета.

В 1961 году ему поручили управление клиникой факультета детской неврологии в Праге.

На этот – по словам профессора Войты – первый и наиболее плодотворный период его деятельности выпал ввод войск стран Варшавского договора в августе 1968 года. Профессору Войте пришлось опасаться за своё личное и профессиональное будущее, и он решил не возвращаться с женой и тремя маленькими детьми из отпуска в Югославии на родину. Он нашёл убежище для себя и своей семьи в ФРГ

С 1968 года: деятельность Войта в Германии / получение звания профессора в Карловом университете в Праге.

Профессор Имхойзер, тогдашний руководитель Ортопедической университетской клиники в Кёльне, принял профессора Вацлава Войту осенью 1968 года на место научного сотрудника в своей клинике, предоставив ему таким образом возможность продолжить свои исследования по кинезиологии развития и проводить курсы по диагностике для врачей и по терапии для физиотерапевтов.

Весной 1975 года профессор Войта перешёл в Мюнхенский детский центр округа Верхняя Бавария. Там он стал заместителем профессора Хелльбрюгге и заведующим реабилитационного отделения. После падения коммунистического режима в Чехословакии доктор Войта получил звание профессора по детской неврологии и реабилитации в Карловом университет в Праге.

За 25 лет до этого его не допустили к процедуре получения профессорского звания «как политически неблагонадёжную личность».31.12.1995 года профессор Войта вышел на пенсию в Мюнхенском детском центре, однако продолжил работать в Мюнхене как учёный, врач и преподаватель.

.
12-го сентября 2000 года профессор Войта умер после тяжёлой, непродолжительной болезни.

Литературная деятельность Войты, его деятельность в сфере специализированного обучения

В ходе своей работы в Чехословакии и Федеративной Республике Германия профессор Войта опубликовал более 100 научных трудов и написал две обширные монографии по своей сфере деятельности.

Его учебники, «Церебральное двигательное нарушение в грудном возрасте» и изданный совместно с Анне Петерс «Принцип Войты», претерпели несколько изданий и были переведены на многие языки.

Его труды послужили стимулом для многочисленных научных трудов по всему миру.

Вацлав Войта проводил свою научную деятельность в 3х направлениях:

1 — совершенствование педиатрической диагностики;

2 — разработка нового метода терапии;

3 — организация специализированного обучения и курсов усовершенствования (ставшим в последствии основным).

Ещё до своей эмиграции в ФРГ он приступил к созданию системы специализированного обучения для врачей и физиотерапевтов. С 1967 года профессор Войта проводил для врачей семинары по нейрокинезиологической диагностике и для физиотерапевтов – по применению терапии, основанной на кинезиологии развития, у детей, подростков и взрослых с двигательными нарушениями.

Во всех курсах продвинутого уровня профессор Войта принимал активное участие. Его харизма, авторитет и компетентность откладывали отпечаток на эти курсы, превращая их в незабываемое событие для участников.

Наряду с курсами в Германии, профессор Войта посещал с докладами и курсами многочисленные станы Европы, Азии, Америки и Австралии. Он руководил курсами специализации на своей родине, в сегодняшней Республике Чехия, а также в Голландии, Австрии, Испании, Норвегии, Польше, Корее, Японии, Мексике, Италии, Аргентине и Чили.

  • 1974 год  — премия Гейне – высшая награда Немецкого ортопедического общества.
  • 1979 год — акция «Зоненшайн» присудила ему медаль «Расти вместе».
  • 1983 год — Федеральная ассоциация врачей удостоила его премии Эрнста фон Бергманна за усовершенствование врачей.
  • 1990 год — Профессиональная ассоциация педиатров вручила ему медаль фон Пфаундлера за усовершенствование врачей-педиатров.
  • Профессор Войта являлся кавалером Креста за заслуги перед Федеративной Республикой Германия.
  • Ему были присвоены высокие награды в Японии и Кореи.
  • Католическая медицинская коллегия в Сеуле / Корея назначила его почётным профессором.
  • С 1992 и до конца он снова регулярно читал лекции на «своём» неврологическом факультете Карлова университета в Праге, где он в 1996 году получил звание экстраординарного профессора неврологии и детской неврологии.
  • На своей родине профессор Войта в октябре 2000 года был посмертно удостоен президентом Гавелом чешского ордена «За заслуги».
Разработка Войта-терапии.

В основе Войта-терапии и Войта-диагностики лежат так называемый принцип Войты.

Это принцип был разработан профессором в период между 1950 и 1970 годами.

Принцип Войты, в свою очередь, базируется на так называемой рефлекторной локомоции (рефлекторного передвижения).

При поиске лечения для детей с церебральным парезом (ДЦП) профессор Войта обнаружил, что на определённые раздражения в определённых положениях тела дети отвечают повторяющимися двигательными реакциями туловища и конечностей.

Подобная активация имела поразительное действие: дети, страдающие церебральным парезом (ДЦП), сразу после этого могли отчётливей говорить и по прошествии небольшого периода времени – уверенней вставать и ходить.

Поначалу профессор Войта обратил внимание, что воздействуя на «конскую стопу» в определённых положениях тела, можно вызвать сокращение мышц затылка и туловища и, с другой стороны, за счёт сознательного подъёма головы можно усилить напряжение «конской стопы».

Далее он стал проводить в различных положениях опыты с движением головы против сопротивления и схожие опыты с позвоночником.

При этом он сделал неожиданное открытие:

  • таким образом удавается активировать мышцы, которые иначе было невозможно активировать;
  • после таких процедур у детей с церебральным парезом  улучшались последовательность шагов, поза и речевые способности (!);
  • для детей с задержками в психомоторном развитии эти процедуры служили мощным толчком к развитию

Первые успехи вселяли оптимизм. Отталкиваясь от них, он попытался воздействовать на примитивное наклонное положении таза, часто встречающиеся у детей с церебральным парезом. Он усаживал таких детей на корточки так, чтобы ступни свободно свисали с края стола. При попытке воздействовать на запрокинутое положение головы и добиться опорной реакции рук, он наблюдал ярко выраженные реакции разгибающих мышц шеи, поворот головы, выпрямление позвоночника, сокращение мускулатуры живота и т. д.

Ряд дальнейших экспериментов с «положением на корточках» привёл профессора Войту к открытию других сложных мышечных реакций и, прежде всего, к выводу, что многие из обнаруженных двигательных комплексов восходят к общей, первичной, врождённой (локомоторной) модели движений.

Исходя из этих индуктивно полученных знаний, профессор Войта в относительно короткий срок открыл и опробовал множество механизмов для целенаправленного вызывания подобных врождённых двигательных моделей. Одновременно он выдвинул несколько решающих идей в области двигательного развития и анализа моторики, применение которых позволяет лучше анализировать, планировать и оценивать ход лечения. В то же время, благодаря постоянному изучению бесчисленных отчётов о лечении, он получил представление об эффективности и границах своей концепции.

В 1954 году, в период работы профессора Войты в Пражской университетской клинике, её тогдашний руководитель, профессор Хеннер, поручил ему ввести в только что основанной на северо-востоке Богемии клинике лечение детей, страдающих церебральным парезом. В то время профессор Войта открыл основы терапии детей с церебральным парезом. Исходя из этой терапии, с 1959 года он разрабатывал принцип Войты.

Разработанная профессором Войтой физиотерапия с использованием рефлекторной локомоции (рефлекторного передвижения) базируется на его научных выводах о постуральном и двигательном развитии ребёнка.

На сегодняшний день она уже распространилась по всему миру.

Разработка Войта-терапии не была «случайным открытием».

Она является результатом более чем десятилетней систематичной работы, которая стала возможной благодаря невероятно точном дару наблюдения профессора Войты, его большой чуткости к выявлению сложных локомоторных связей и, в первую очередь, благодаря его просто безграничному исследовательскому энтузиазму.

  • Первоначально профессор Войта открыл основные принципы рефлекторной локомоции, пытаясь найти возможности лечения подростков со спастическим церебральным параличом, и основным направлением исследований была педиатрия.
  • Затем очень скоро концепции его лечения нашли применение и при неврологических проблемах у взрослых пациентов, где сегодня заметны большие успехи.
  • На сегодняшний день рефлекторная локомоция успешно применяется для лечения многочисленных заболеваний в • грудном, • детском, • подростковом возрасте и • у взрослых, например при менингомиелоцеле, периферийных параличах, артрогрипозе, сколиозах, дисплазиях и вывихах тазобедренного сустава, после черепно-мозговых травм, при поперечных параличах и многих других.
Применение принципа Войты в терапии.

отсутствуют в спонтанной моторике детей со спастическим церебральным парезом, но появляются при их активации, сначала в неполном виде, становясь при её многократном повторении всё более обширными и полными, профессор Войта сделал вывод, что спастика у детей может быть связана с функциональной блокадой в процессе двигательного развития.

Исходя из этого открытия, профессор Войта разработал целостное лечение при данных симптомах у младенцев, детей и взрослых:

Кроме того, профессор Войта выдвинул предположение о том, что эти активируемые двигательные модели с рождения заложены в каждом человеке, которое ему удалось подтвердить, регулярно провоцируя и наблюдая эти модели у здоровых новорожденных; при этом были отмечены движения, например отведение кисти в лучевую сторону и раскрытие ладони, которые при нормальном развитии ребёнка появляются лишь в возрасте приблизительно 6 месяцев при спонтанном хватании и опоре на кисти.

В качестве сопутствующей меры к своей терапии профессор Войта прилагал усилия для усовершенствования диагностики с помощью реакций положения.

Своими исследованиями профессор Войта:

  • расширил содержание и объём наших знаний о реакциях положения;
  • разработал на этой основе стратегии раннего выявления угрозы церебрального пареза (ДЦП).

Большое значение имеет его открытие коэффициентов ретардации при нарушениях постуральной реактивности. Если эта ретардация является гармонической, то уже в раннем грудном возрасте это указывает на нарушение умственного развития.

Нейрокинезиологические приёмы обследования профессора Войты:

  • мышечные реакции на определённое положение тела;
  • рефлексология  — воздействие на рефлекторные зоны человеческого организма с целью получения оцениваемой ответной мышечной реакции.

Сегодня эти приёмы применяются во всём мире для раннего выявления нарушений двигательного развития у детей грудного и младшего возраста.

Нейрокинезиологическое обследование по методу Войты позволяет:

  • оценить постуральную реактивность с помощью реакций положения;
  • получить оценку спонтанной моторики и механизмов выпрямления на фоне содержания постурального онтогенеза (постуральная активность);
  • дать оценку динамики обратного развития рефлексов новорожденных (примитивных рефлексов).

 Оно служит основой для как можно более раннего начала лечения – даже когда ещё не наблюдается никаких клинических симптомов, которые бы указывали на нарушения.

Выполненные профессором Войтой наблюдения и оценка

  • двигательных моделей при спонтанном движении и при реакциях положения грудных детей,
  • динамики развития первичных рефлексов

образуют единственную в своём роде форму ранней диагностики постуральных и двигательных нарушений в грудном возрасте.

В настоящее время ранняя диагностика по методу Войты применяется для выявления патологий двигательного развития на ранней стадии, чтобы как можно раньше (в течение первых 6 месяцев жизни) начать соответствующую терапию, так как своевременное лечение препятствует проявлению «неправильных двигательных процессов» и обеспечивает наилучшие шансы выздоровления.

Отличия от других физиотерапевтических методов.

… двигательных функций, таких как хватание, переворачивание со спины на живот, хождение и т.п. Тренировкой мы НЕ активируем тот рефлекс, который отвечает за выполнение этого движения, а заставляем нервную систему ребёнка создать замещающее движение.

Войта-терапия же активизирует рефлекторную локомоцию, способствуя доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия. Таким образом мы запускаем естественный процесс моторики ребёнка, который по тем или иным причинам не успел включится во время или вовсе не собирался включаться в работу.

— эти частичные модели становятся спонтанно доступными для пациента. Регулярное повторение сохраненного в мозгу «нормального движения» предотвращает заучивание замещающих движений. Они в любом случае служили бы лишь заменой собственно желаемого «нормального движения».

Так же наряду с «большими» двигательными процессами, также можно активировать определённые реакции, например:

  • отведение взора (глазная моторика)
  • движения языка, челюсти (ротолицевая моторика),

а также вегетативные функции, например:

  • регуляция работы кишечника и мочевого пузыря
  • дыхание
  • сосание и глотание.
Таким образом можно сказать, что методика Войта-терапии

активизирует «спящие» рефлексы

и координирует, балансирует работу уже активизированных рефлексов

человека любого возраста.